среда, 29 января 2020 г.

История возникновения бульвара Тараса Шевченко в Киеве

История возникновения бульвара Тараса Шевченко в Киеве

Историки утверждают, что бульвар Тараса Шевченко, как столичная улица, возник одновременно со строительством Киевского университета св. Владимира в 1834 году.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Фото: Аллея пирамидальных тополей бульвара Тараса Шевченко

Бульвар, начинаясь у Бессарабской площади, исключительно прямолинейно следовал первоначально через Галицкую площадь (ныне пл. Победы) аж до Триумфальной арки, которая стояла на окраине города на месте нынешнего Воздуховлотского путепровода. Эта деревянная арка была сооружена в 1857 году в ознаменование приезда в Киев императора Александра ІІ и потом ещё просуществовала до 1890 года.

Фото: Триумфальная арка на въезде в Киев со стороны Житомирского шоссе

Бульварная улица, как она была названа впервые, протянулась почти на 2 километра. Однако уже в наши времена длина бульвара была ограничена площадью Победы. Произошло это в 1985 году после того, как Брест-Литовский проспект был переименован в проспект Победы. Естественно, решили, что начало нового проспекта должно быть на одноименной площади. В результате часть бульвара как безымянная досталась проспекту Победы. Утверждается, что первоначально бульвар был засажен липами и завезенными из-за границы каштанами, которые в Киеве не прижились. Их заменили пирамидальными тополями, которые и в настоящее время украшают бульвар уже в четвёртом поколении. В первозданном виде аллея бульвара ничем не отделялась от проезжей части. Лишь со временем появились сначала деревянные решётки, которые затем были заменены секциями плетёной проволочной ограды.

Фото: Плетёная проволочная ограда, стоявшая ранее на бульваре

Кстати, эта ограда стала очень популярной в Киеве и сохранилась до сих пор во многих столичных парках. Оказывается, именно такая плетёная ограда до сих пор натянута между колоннами ограждения Ботанического сада им. ак. Фомина. Удивительно, что строительная часть ограды сада пришла во многих местах в негодность, а вот плетёная проволочная часть полностью сохранилась. В печати недавно промелькнуло, что образована группа меценатов для финансирования капитального ремонта ограды Ботанического сада, но историческую плетёную сетку они намерены сохранить..

Название бульвара многократно менялось. В 50-60-х годах ХІХ столетия улицу называли то Шоссейным, то Университетским бульваром. Стационарное название бульвар получил в 1869 году – Бибиковский бульвар, названный так в честь Киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, который правил целых 15 лет: с 1837-го по 1852 год. Это название бульвара просуществовало до 1919 года, когда советская власть переименовала его в честь нашего самого уважаемого поэта – Тараса Григорьевича Шевченко. Думаю, уже мало кто из киевлян помнит, что до войны и в первые послевоенные годы по бульвару Шевченко ходил трамвай 7-го маршрута: с Бессарабской площади до завода “Большевик”. Тогда с одной стороны бульвара, если смотреть с Бессарабки, то слева от бульвара ходили трамваи, а справа было автомобильное движение. Маршрут обслуживали только бельгийские пульмановские вагоны. На конечной тупиковой остановке вагоновожатый (так их тогда уважительно называли) выходил из вагона, надевал рукавицы и опускал одну контактную дугу и поднимал другую для обратного движения трамвая. Затем переходил в противоположный конец трамвая, где была его вторая кабина управления.

Фото: Именно такие трамваи ходили по маршруту № 7 на бульваре

Я пару лет пользовался услугами этого трамвая, став в 1949 году студентом электрофака КПИ. Не могу удержаться, чтобы не рассказать, как это зачастую происходило. Я садился на остановке на углу Владимирской улицы, а трамвай с Бессарабки подходил в утренние часы уже переполненный. У пульмановских вагонов трамвая была своя особенность конструкции – по бокам у них были приклёпаны металлические двутавры. Вот на эти двутавры с внешней стороны трамвая мы, молодёжь, становились и, держась за рамы окон, таким образом, вися гроздьями, добирались, если не до самого института, то по крайней мере, пока не освободится часть вагона. Некоторые юмористы даже передавали внутрь вагона кондуктору три копейки за проезд. Насколько помню, в 1951 году трамвай ликвидировали, за счёт снятой колеи несколько расширили аллею бульвара, и перенесли на эту сторону противодвижение автотранспорта.

В тот же год старая плетёная проволочная ограда была заменена по всей длине бульвара на литое чугунное ограждение, которое существует и по сей день. В этот же, можно сказать, революционный для бульвара период, вместо трамвая был пущен троллейбусный маршрут № 5. Ходил он сначала с площади Толстого до разворота у Дворца культуры з-да “Большевик, затем только до ж/д пересечения, а уж после пустили на “Нивки”. Бульвар в то время стал центром интенсивного движения общественного транспорта. На бульвар транзитом заходил троллейбус № 2, соединявший вокзал с площадью Богдана Хмельницкого. С вокзала шёл также троллейбус № 10, который поворачивал на ул. Владимирскую и шёл далее по ул. Красноармейской и бульвару Дружбы Народов аж до моста Патона. По бульвару шли также троллейбусы № 8 и № 9 , заворачивали на ул. Леонтовича, спускались по ул. Ленина (ныне ул. Б.Хмельницкого) на Крещатик и вновь поворачивали на бульвар.

Всю эту стройную, годами устоявшуюся систему городского транспорта столицы напрочь разрушили два наших мэра: Александр Омельченко и Леонид Черновецкий. Столица должна знать своих антигероев! Благодаря этим руководителям вместо снятого общественного электротранспорта бульвар наводнили караваны маршруток, которые значительно усилили и без того загазованную атмосферу бульвара, да и всего города.

В 1982 году к празднованию 1500-летия Киева был проведен капитальный ремонт ограды бульвара, которая за минувшие 30 лет во многих местах значительно просела. Вся ограда была приподнята на специальный фундамент и у ограды появилась отмостка. Вот, пожалуй, всё, что я могу вспомить про бульвар. Собственно, я имел в виду аллею бульвара, но ведь это ещё и улица, с интересными историческими и новыми зданиями. В доме № 1 на углу Крещатика и бульвара, помню, в 1960-е годы находился специализированный магазин "Алмаз", который к ювелирным изделиям не имел никакого отношения. В этом магазине реализовывалась уникальная продукция – алмазный и твердосплавный инструмент, разработанный единственным в Советском Союзе Киевским институтом сверхтвёрдых материалов АН УССР, создателем которого был профессор В.Н.Бакуль. Теперь Институт носит его имя. А вместо этого уникального магазина на этом месте уже по-моему работает какой-то очередной банк. Рядом с этим магазином чуть выше по бульвару находилась очень популярное фотоателье. Популярность этому ателье создавала фотовитрина в окне, в которой были выставлены фотографии известных украинских артистов. Фотовитрина вынуждала, как правило, задерживаться у неё прохожих, в том числе и меня, ещё юношу.

Фото: Бульвар Шевченко, дом № 2, магазин "Каштан"

А ювелирные изделия продавались напротив, в доме № 2, где находился специализированный магазин "Каштан", в котором, насколько помню, был даже уникальный отдел продажи за валюту. По этой же стороне чуть выше в доме № 4 находилась гостиница "Ленинград", которая сменила вывеску на "Санкт-Петербург". Попробуй теперь определиться, какое из этих названий отнести к разряду “ретро”.

Фото: Бульвар Шевченко, дом № 4, гостиница "Санкт-Петербург"

Напротив, по левую сторону, долгие послевоенные годы я ходил мимо гостиницы "Украина". Теперь эти дома № 5-7, выполняя прежние функции, уже носят название "Премьер-Палас", а название "Украина" сменило высоко взлетевшее над Печерском название гостиницы "Москва".

Фото: Бульвар Шевченко, дом № 5-7, гостиница "Премьер-Палас"

В доме № 12, красивом двухэтажном особняке, расположился литературно-художественный музей Т.Г.Шевченко, и музею этому сам бог велел украшать собою одноименный бульвар. Здание музея принадлежит к национальному культурному наследию и является достопримечательностью архитектуры первой половины ХІХ века. До революции его владельцем был известный сахарозаводчик и меценат Николай Терещенко, чьё имя носит улица, пересекающая в этом месте бульвар.

Фото: Дом № 12. Национальный музей Т.Г.Шевченко

Напротив, в доме № 13 находится ректорат Киевского медицинского университета им ак. А.А.Богомольца. Продолжая эту мысленную прогулку от Бессарабки вверх по бульвару, конечно, пройдём мимо парка им. Шевченко. А отдохнув на удобной скамеечке в парке, обратим внимание на жёлтое здание напротив. Этот дом под № 14 занимает гуманитарный корпус Национального университета им Т.Г.Шевченко.

Фото: Дом № 13, ректорат Киевского Медуниверситета им. Богомольца

Нелишне напомнить, что здание построено в 50-х годах позапрошлого столетия по проекту небезызвестного киевского архитектора Александра Беретти, сына знаменитого архитектора Викентия Беретти, академика Петербургской Академии искусств, победителя конкурса на проект Киевского университета Св. Владимира и, кстати, разработчика проекта Университетского бульвара, того самого, о котором я веду речь.. До прихода советской власти в этом здании размещалась 1-ая Киевская мужская гимназия, в которой учились писатели Михаил Булгаков, Константин Паустовский, будущие академики Е.В.Тарле и А.А.Богомолец.

Фото: Дом № 14, гуманитарный корпус Национального университета им. Шевченко

Не могу не упомянуть о том, что с торца этого здания, на углу ул. Владимирской, долгое время находилась замечательная спортивная площадка, принадлежавшая Академии Наук. Площадка была огорожена старой красивой высокой кованой оградой. На этой площадке часто происходили интереснейшие соревнования по волейболу на первенство города, институтские первенства, привлекавшие зрителей – возле ограды всегда задерживались прохожие. Не знаю, что там произошло, но в начале 1990-х годов, площадка эта уже была превращена в смотровую по продаже автомобилей. Вся она была заставлена иномарками. Очевидно, спортивную площадку некий бизнесмен узрел как земельный участок в центре столицы и благополучно выкупил за хорошие деньги. Ну, а дальнейшая судьба этой площадки известна – в 1998 году ограда была снесена и здесь был установлен памятник первому президенту УНР М.С.Грушевскому.

Фото: Дом 18, бывшая 2-ая Киевская гимназия

Следующее примечательное здание у нас на пути – дом № 18, в котором расположена Киевская городская филия "Укртелеком". Здание это построено в 1850-х годах и тоже по проекту Александра Беретти. До революции здесь учились дети – это была 2-ая Киевская гимназия. В отличие от 1-ой гимназии, где учились преимущественно дети дворян, 2-ая гимназия была рассчитана на детей “разночинцев”. Видно, и плата была умереннее. Далее по правой стороне бульвара – главное его украшение, Владимирский собор. Собор является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Начатый строительством в 1862 году готовый собор был освящён лишь через двадцать лет. В 1929 году Всеукраинский ЦИК одобрил решение о закрытии храма и превращении его в Музей антирелигиозной пропаганды по аналогии с ленинградским Казанским собором. В соборе в те времена хранились архивные документы местных властей.

Фото: Главное украшение бульвара – Владимирский собор

Открытый в годы немецкой оккупации, собор остался действующим и после освобождения Киева. Значительную художественную ценность представляют внутренние настенные росписи храма, которые выполнили в 1885-1896 годах выдающиеся художники Васнецов, Несторов и Врубель.

Фото: Городская клиническая больница № 18

Перейдя на противоположную сторону бульвара, мы попадем в Городскую клиническую больницу № 18. Попадём, скажем прямо, слово неудачное – не дай бог туда попадать. Но больница хорошая, врачи высшей квалификации. Довелось побывать мне здесь дважды в гастроэнторологическом отделении – перенести тяжёлые операции, оба раза не навредили – сильно помогли. Больница, как бывшая Университетская, ведёт свою историю с середины ХІХ столетия.

Фото: Оранжерейный комплекс Ботанического сада им. Ак. Фомина

Рядом с больницей – Ботанический сад им. ак. Фомина. Тоже закладывался как Университетский в 1839 году на горбатых пустырях и холмах, что теперь придаёт ему особую прелесть. В центре столицы сад занимает 22,5 гектара. Спустя 10 лет после его закладки и распланировки уже был сооружён оранжерейный комплекс для тропических и субтропических растений. В 1977 году в Ботаническом саду был сооружён 30-метровый климатрон для выращивания экзотических пальм. Персонал сада ведёт большую научно-исследовательскую работу. Ботанический сад имеет два входа со стороны бульвара и два входа со стороны ул. Льва Толстого: один напротив ул. Тарасовской, второй ниже – возле ул. Ветрова. Еще один вход платный в оранжереи – с ул. Петлюры. В 1960 году на входе в Ботанический сад была сдана в эксплуатацию одна из первых станций Киевского метрополитена – станция глубокого заложения "Университет".

Фото: Национальный педагогический университет им. Драгоманова

Перейдя через подземный переход на противоположную сторону бульвара, окажемся перед зданием Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова. Здание было построено в 1906 году для Киевское коммерческого училища. Напротив университета на углу ул.Пироговской в доме № 26/4 разместилась Шевченковская районная государственная администрация. Дом дореволюционной постройки, один из так называемых доходных домов, хозяева которых сдавали в нём квартиры в наём.

Фото: Новая гостиница "Хилтон Киев" не украшает бульвар

Если с Бессарабки наш путь по бульвару шёл на подъём, то после ул. Пироговской бульвар идёт на спуск аж до площади Победы. И тут под № 28-30 мы оказываемся перед уже завершённой новостройкой 26-этажного 5-звёздочного отеля под названием "Хилтон Киев". С моей непросвещённой точки зрения отель этот ни своей этажностью ни современной архитектурной формой никак не вписывается в весь исторический облик бульвара.

Фото: Дом 34, построен в стиле викторианской неоготики

Это особенно бросается в глаза, когда мы, спустившись чуть ниже по бульвару окажемся перед очень красивым домом № 34. Дом этот был построен в 1874 году и эксперты утверждают, что построен он бы в стиле викторианской неоготики. До революции домом этим владел Иван Николаевич Терещенко, старший сын известного мецената Николая Артемьевича Терещенко. В настоящее время в доме работает Отдел виз и разрешений (ОВИР), оформляющий заграничные паспорта.

Фото: Бульвар Шевченко, 36, Дом аптекаря Фрометта

Напротив, на другом углу бульвара и ул. Михаила Коцюбинского, такой же дом-красавец . Этот красивейший дом с угловой башенкой был сооружён в 1883 году по заказу киевского аптекаря Фрометта по проекту известного киевского архитектора Николаева. На первом этаже своего дома Фрометт открыл свою аптеку, и с тех пор до революции дом уже называли только домом аптекаря Фрометта. В 1899 году новые хозяева дома открыли здесь гостиницу "Киев", но при этом аптека в доме сохранилась. И, что удивительно, аптека в этом доме работает и сейчас, спустя 130 лет.

Фото: Киевский городской архитектор Владимир Николаевич Николаев

Хочу сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов об архитекторе Николаеве. Владимир Николаевич Николаев был киевским городским архитектором в 1873-1887 г.г., являлся одним из основателей Киевского художественного училища. Приведу лишь несколько его работ: Купеческое собрание ((1894 г.), где сейчас размещена Национальная филармония, детская больница "Охматдет", Троицкая церковь в лавре, замечательное здание Союза писателей Украины, здание комитетов Верховной Рады, памятник Богдану Хмельницкому. Вот бы его в наше время! Следующий дом № 38-40 по бульвару мало кому не довелось посетить – здесь находятся Центральные железнодорожные кассы и гостиница "Экспресс". Здание это послевоенной постройки. Ниже по бульвару находятся два 4-этажных жилых дома № 46 и № 48, построенных в самом начале ХХ века, но тоже привлекающих своей архитектурой.

Фото: Дома № 46 и № 48, бывшие доходные дома

Пора нам переместиться на левую сторону бульвара, поскольку у ул. Петлюры (бывш. ул. Коминтерна) закончился Ботанический сад и начался квартал, застроенный домами. Здесь историческую ценность представляет дом № 23, на фасаде которого начертан год его строительства – 1908. Дом этот в стиле модерн был построен для Киевской женской гимназии. В советское время здесь тоже находилась средняя школа, а в 1982 году здание было передано Педагогическому колледжу при Киевском Национальном университете им. Шевченко.

Фото: Бульвар Шевченко, дом 23, бывшая Киевская женская гимназия

Но года четыре тому назад мэр Черновецкий переселил куда-то колледж, продал это здание некоей крутой фирме, которая выполнила капитальный ремонт здания и заняла все три этажа и большой подвал. Следующий дом под № 25 представляет собой 3-звёздную гостиницу "Ибис", законченную строительством в 2011 году. Здание имеет вычурный ступенчато-каскадный характер и не гармонирует с общей исторической застройкой бульвара.

Фото: Дом 25, гостиница "Ибис" и Посольство Грузии

В этом же здании разместилось новое Посольство Грузии в Украине. А на противоположной стороне в здании № 50-52 находится Дом национальных творческих коллективов Украины. Здесь прописались Академическая капелла "Думка", Национальный хор им. Г.Верёвки, Капелла бандуристов. Дом этот построен уже в годы независтмости Украины.

Фото: Бульвар Шевченко, 50-52, Дом национальных творческих коллективов Украины

В 3-этажном особняке дома № 27 находится частное учебное заведение Академия адвокатуры, принадлежащее известному политику, бывшему главе Администрации президента Кучмы – Виктору Медведчуку.

Фото: Бульвар Шевченко, дом 27, Академия адвокатуры

А во дворе, как бы стыдясь своего абсолютно лишнего появления на бульваре, стоит новое 20-этажное жилое здание. Трудно даже подобрать прилагательное для того архитектора, который додумался воткнуть эту башню среди старых красивых домов. Причём, что удивительно, дом этот стоит уже лет десять, никем не заселенный. Очевидно, имеются какие-то серьёзные строительные дефекты.

На бульваре стоит некая заблудившаяся 20-этажная башня, совершенно не вписывающаяся в интерьер улицы

Вот на таком несколько неприятном определении пришлось мне закончить путешествие по всей длине бульвара. Правда, решил я оставить напоследок упоминание о двух памятниках, к которым слова “украшающих бульвар” даже не хочется применять. Речь идёт о памятнике В.И. Ленину и советскому полководцу Николаю Щорсу. Памятник Ленину был открыт в самом начале бульвара в 1949 году, когда после окончания войны ещё даже не был восстановлен Крещатик. Естественно, Ленин никакого отношения к бульвару не имел.

Фото:  Ещё не свергнутый памятник Ленину в начале бульвара

Статуя Ленина была свергнута с пьедестала 2 февраля 2014 года членами партии “Свобода”. Можно сказать, что своим поступком низвергатели отомстили большевикам за свергнутые ими многочисленные красивые памятники Киева, в том числе и памятники графу Алексею Бобринскому и премьеру Петру Столыпину.

Фото: Памятник Николаю Щорсу

В 1954 году на пересечении бульвара с ул. Коминтерна (сейчас ул. Петлюры) был открыт памятник 23-летнему советскому командарму Николаю Щорсу. Памятник безусловно красив, но какое это может иметь отношение к бульвару и Киеву, если Щорс был назначен в марте 1919 года комендантом Киева и пробыл в этой должности всего лишь месяц, не оставив никаких следов своей деятельности.

Фото: Памятник графу Бобринскому и трамвай на бульваре

В то же время стоявший на этом месте памятник графу Алексею Бобринскому имел для этого все основания. Граф был основателе сахарной промышленности в Украине и железнодорожного транспорта. Он стоял на пьедестале, опершись ногой на рельсу и смотрл в сторону вокзала. Памятник , конечно же, убрали в 1926 году, но память о графе всё равно осталась.

Источник: Жизнь в Киеве

Читайте: Прогулка по старинным валам Подола

КиевVласть

Наталья Мова

Теги: новости киева, киев, история, бульвар шевченко

вторник, 28 января 2020 г.
20:45
С 1 апреля 2020 года в Украине планируется ввести электронные больничные
20:38
ТРЦ Gulliver дарит две пары билетов на концерт легендарных Uriah Heep
20:19
На Киевщине на взятке 5 тысяч гривен задержали сотрудника Броварского отдела полиции
20:06
Только 3,5% ОСМД считают свой дом энергоэффективным - опрос
19:47
Власти Киева передали Национальному президентскому оркестру земельный участок и здание на Подоле
19:34
Экс-заведующего отделения “Охматдета” подозревают в списании препаратов крови на сумму 1 млн гривен
19:24
На видео встречи неформальной парламентской “группы Павлюка” засветились трое “слуг народа”, избранных на Киевщине
19:06
В столичном метро уже более 100 миллионов поездок оплачено бесконтактными банковскими картами и гаджетами
18:44
Капремонт пешеходного моста возле кинотеатра “Лейпциг” обещают завершить до конца мая 2020 года (фото, видео)
18:25
Главу столичного горздрава попросили организовать детский травмпункт на Дарнице
18:02
В Печерском районе Киева из-за аварии почти 60 жилых домов остались без горячего водоснабжения (адреса)
17:43
Владимир Прокопив предложил нардепам Верховной Рады протестировать систему голосования Киевсовета
17:24
В Киеве 28 и 29 января ожидается ухудшение погодных условий
17:03
В Киеве из-за гриппа и ОРВИ начали приостанавливать учебный процесс в школах
16:44
“Киевгаз” проводит техобслуживание в пяти районах Киева
16:25
С 1 апреля в Киеве планируют изменить стоимость и виды проездных на общественный транспорт (документ)
Календарь событий
Максим Бахматов: “Важно понять, кто работает эффективно или неэффективно, кого оставить, а кого уволить”
28 января 2020 г. 12:00
Максим Бахматов: “Важно понять, кто работает эффективно или неэффективно, кого оставить, а кого уволить”
В Киевской горгосадминистрации (КГГА) долгие годы не анализировали эффективность/неэффективность своей собственной работы и работы многочисленных коммунальных предприятий. Сейчас стоит задача внедрить четкие стандарты и жестко контролировать их выполнение. Городские власти сейчас усиленно работают над тем, чтобы транспорт в Киеве окончательно не встал, ведь коллапс может случиться в самое ближайшее время. При этом, кардинально решить проблему “уставших мостов” и, например, демеркуризации территории завода “Радикал” можно только совместно с центральной государственной властью, а такого сотрудничества не происходит. Об этом и многом другом в интервью KV рассказал советник мэра Киева Максим Бахматов (на фото).